Причины и проявления стресса у дошкольников

Стресс дошкольников является защитной реакцией организма ребенка. Он возникает в тех случаях, когда дети сталкиваются с неизвестным и новым. Оно вторгается в их уютную жизнь. У них совершенно нет никакого опыта, который бы помог справиться с ситуацией. Дошкольнику тяжело побороть стресс без родителей или вмешательства профессионала.

 

Причины

После наступления 3 лет приходит время, когда дети учатся адаптироваться в обществе. Первые столкновения с ним могут спровоцировать у дошкольников стресс. До этого момента обычно малыша окружают лишь родные люди. Они пребывают в атмосфере обожания и восхищения.

В 2-3 года круг общения ребенка резко расширяется. Он контактирует не только с членами семьи. Дошкольник начинает соприкасаться со сверстниками и взрослыми людьми в детском саду, во дворе.

Новая среда может спровоцировать у малыша сильные болезненные переживания. Особенно тяжело тем детям, которые постоянно находились только под опекой матери. Социализация вызывает у них боязнь.

У детей в дошкольном периоде первопричиной возникновения стресса является поступление в детское учреждение. Поводом для этого становится:

  • отсутствие рядом родителей;
  • отсутствие опыта коммуникации с другими детьми;
  • вынужденное пребывание в окружении всего чужого (людей, обстановки);
  • новые требования к поведению (соблюдение режима);
  • конфликтные ситуации со сверстниками или воспитателями.

девочка отвернулась от всех

Кроме адаптации к детскому саду, виновниками болезненных переживаний у дошкольника могут быть следующие факторы:

  • внезапная перемена жизненных условий (переезд, стихийное бедствие, пожар, смерть члена семьи);
  • посещение больницы (прививки, госпитализация);
  • внутрисемейные отношения (скандалы, неправильное воспитание);
  • соперничество между сверстниками или братьями и сестрами;
  • просмотр несущих негативную информацию телевизионных передач;
  • длительное проведение времени за компьютером;
  • компьютерные игры с насилием;
  • страхи (боязнь пауков, собак, ос, воды, грозы, голода, одиночества).

Источники стресса в виде воспоминаний или страхов начинают преследовать малыша.

Симптомы

У детей достаточно нелегко определить присутствие стресса. Ведь до 7 лет, находясь в постоянном развитии, они часто изменяются. Стрессовое состояние легко отнести за присущие растущему организму недомогания. Тем более что переживания детей скрыты очень глубоко: это помогает им оставаться незамеченными и разрушает детскую душу.

Интенсивность и разрушительная сила стресса способствуют его проявлению в действительности. Это выражается в нарушении аппетита, сна, переменах в поведении и настроении малыша.

Существует ряд проявлений, по которым можно узнать, что дошкольник находится в состоянии стресса:

  1. Постоянное пребывание в плохом настроении без явного основания. Его ничего не радует. Он постоянно плачет, негодует, капризничает, требует.
  2. Появление вредных привычек. Малыш начинает обкусывать ногти, дергать себя за волосы, накручивать их на пальцы.
  3. Возврат в детство. Дошкольник хочет, чтобы его возили в коляске, качали на ручках, берет в рот пустышку, начинает пачкать штаны.
  4. Усиление страхов, присущих детям более раннего возраста (боится чудовищ, расстаться с родителями, уснуть сам).
  5. Неадекватная реакция, проявление агрессии в обычных ситуациях. Раздражительность.
  6. Появление заикания или других дефектов речи.
  7. Присутствие нервных (навязчивых) движений.
  8. Повышенная активность или, наоборот, заторможенность.
  9. Отсутствие желания общаться с людьми.
  10. Отсутствие аппетита или, наоборот, бесконечное чувство голода.

Все вышеперечисленные признаки могут периодически наблюдаться в поведении любого ребенка. Это нельзя назвать стрессом. О том, что дитя пребывает в стрессовом состоянии, свидетельствует следующее:

  1. Необычное поведение длится долгое время (неделю или больше).
  2. Поведение ребенка напоминает поведение младших по возрасту детей.
  3. Поведение дошкольника отрицательно воздействует на его каждодневную жизнь.

Методы борьбы

Чтобы победить детские стрессы, требуется установить их корень. Устранение источника болезненных переживаний поможет ребенку побороть стресс. Это достаточно непросто. Это обусловлено тем, что в период от 3 до 7 лет ребенок не может описать свои переживания словами. Он не способен к разговору по душам.

Поэтому необходимо понаблюдать за малышом. Он обязательно выкажет свои страхи во время игры, беседуя с любимыми игрушками. Действенным методом выяснения обстоятельств его внутренней жизни является рисование и игра.

Когда причина будет установлена, следует подумать вместе с ребенком о том, как с ней справиться. Объяснять крохе все нужно простыми, доступными для его понимания словами. Нужно спросить у него, что лучше сделать. В большинстве случаев дети дают совершенно правильные и конкретные рекомендации относительно решения проблемы.

При этом родители должны постоянно не терять самообладания. Даже в те моменты, когда дитя начинает без конца капризничать длительное время. Никогда нельзя ругать его, кричать, угрожать. Он должен чувствовать бесконечную любовь и заботу. В некоторых случаях даже просто ласковые слова благоприятствуют снятию внутреннего напряжения.

Специалисты советуют обнимать детей как можно чаще (не менее 4-5 раз в день). Полезно играть с ними в ролевые игры, читать книги. Устранению стресса благоприятствует совместное проведение свободного времени. Очень полезно купание в реке, катание на роликах, коньках или велосипеде, пешие прогулки. Во время прогулок нельзя запрещать детям кричать и быть активными. Это поможет им выплеснуть негативную энергию. Избавиться от нее также поможет рисование яркими красками.

Ни в коем разе нельзя заменить общение с малышом сидением в интернете или перед телевизором.

Ведь проблема социализации лишь усугубляется, если ребенок постоянно проводит время перед экраном. Если проблему не удается нейтрализовать, то лучше обратиться за помощью к специалисту.

Предупреждение

Предупредить стрессы у детей в дошкольный период поможет живое общение, проявление интереса к ребенку, его чувствам и поступкам. Следует больше разговаривать с малышом, чтобы он имел возможность высказать все, что его интересует, беспокоит, чем заняты его мысли. При этом необходимо обнимать малыша, гладить по головке и спинке, брать за ручку, усаживать на колени.

общение с ребенком

Если ребенка угнетают какие-то необоснованные страхи или снятся ужасные сны, надо поговорить с ним об этом. Следует убедить его, что ему ничего не угрожает. Никогда нельзя высмеивать детские страхи.

Прекрасной профилактикой для стрессов является тишина. Надо давать возможность детям по несколько часов ежедневно находиться в тихой обстановке. Для этого требуется выключать все приборы, издающие шум.

Великолепными профилактическими мероприятиями по борьбе со стрессами у детей станут:

  • регулярные пешие прогулки;
  • правильное питание;
  • следование режиму;
  • постоянное позитивное общение со сверстниками и взрослыми людьми;
  • посильная помощь родителям;
  • адекватные физические нагрузки;
  • расслабление с помощью выполнения массажа, просмотра веселых мультиков, передач о природе;
  • посещение развлекательных детских центров или кафе, небольшие подарки.

Следует быть внимательным к детям. Это всегда поможет избежать стрессов и их последствий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *