Признаки депрессии у детей

Печаль, тревога, нервозность, апатия — эмоции естественные. Потому-то признаки депрессии у детей не сразу привлекают внимание родителей. В сложных житейских ситуациях они присущи всем, в том числе и взрослым. Не будет тяжелых обстоятельств — не будет и негативных эмоций. Но нельзя оставлять без внимания ситуации, когда депрессивные симптомы настолько интенсивны, что жизнь ребенка ни дома, ни в школе, ни среди сверстников не складывается, и фактор времени не срабатывает тоже. Выход один — обращение за профессиональной помощью.

 

Понятие

Депрессия — состояние, выраженное длительным упадком настроения и другими психологическими и соматическими симптомами. Специалисты трактуют ее, как заболевание, являющееся сигналом тревоги об утрате способности радоваться жизни, о заниженной самооценке, усталости, превалировании пессимизма над другими эмоциями. Термин «депрессия» используется для описания трех уровней этого явления:

  • депрессия;
  • депрессивный синдром;
  • депрессивные расстройства.

Детская депрессия по базовым показателям не отличается от аналогичных проявлений у взрослых, но ребенок не в состоянии самостоятельно справиться с подобным дисбалансом чувств и надеется на помощь близких.

Оставить его без внимания, относя его состояние к издержкам взросления и капризам, преступно.

мальчик положил голову на руку

С первого года жизни болезнь диагностируется у 2% мальчиков и девочек и примерно у 8% подростков (чаще у девочек). Депрессивные расстройства наблюдаются у 20% подростков, а симптомы депрессии встречаются у каждого третьего из них.

Табл.1. Возрастные различия в проявлении депрессии

ВозрастПроявление
От рождения до 3 летПроблемы с питанием, задержки развития (без видимых физических причин), истеричное поведение, отсутствие тяги к играм и др.
От 3 до 5 летНаличие чрезмерных страхов и фобий

Остановка или регресс в развитии, гипертрофированное чувство вины за мелкие ошибки и просчеты

От 6 до 8 летЖалобы на физическое состояние без конкретики, на агрессию иных лиц

Ребенок цепляется за родителей, сторонится новых людей

От 9 до 12 летБолезненная реакция на школьные проблемы, чувство вины за разочарование в нем родителей и педагогов, отказ посещать школу
От 12 до 16-17 летНетерпимое отношение к конфликтам в семье, переживания о несправедливости в мире, бедности, насилии, лицемерии

Попытки «восстания», в итоге — страх, безнадежность, боязнь

Эти проявления не означают, что у ребенка депрессивное расстройство. Но если они усложняются, и увеличивается их протяженность по времени, нужно проконсультироваться у специалиста. Ранняя диагностика и лечение предотвратят членовредительство или суицид.

Причины

Причины депрессии у детей связаны с эмоциональной нестабильностью детской психики, физиологическими изменениями и трудностью осознания их новизны. В итоге они срабатывают, как разрыв сформировавшихся в неокрепшем сознании устоев с реальностью.

Дети — легкая добыча для болезни, когда теряют близких, любимых, домашних питомцев. На детей младшего возраста влияют семейные проблемы, на ребят постарше — переезды, расставания, предательство. Для подростка причиной депрессивных переживаний может стать отсутствие социальной группы, в которой его удовлетворяло бы все: родители друзей, модная одежда и гаджеты, деньги, интересы. Наиболее вероятна депрессия у ребенка, чьи эмоциональные потребности семьей не замечены из-за перегрузки родителей работой.

мама с детьми в поезде

Конкретики причин не существует. Считается, что депрессия рождается из комплекса биологических причин:

  • генетических: частые заболевания, сбои в работе нейротрансмиттеров в головном мозге, гормональные нарушения;
  • психогенных: индивидуальная ментальная структура (низкая самооценка, незащищенность), депрессивные модели мышления, слабые социальные навыки.

К ним присоединяется внешняя окружающая среда с проблемами семейными и социальными, такими как развод, нехватка финансов, сексуальное насилие, школьные проблемы и т.п. Депрессия у детей — это следствие воздействия факторов окружающей среды и биологической предрасположенности.

Детская депрессия возможна и на фоне гормональных нарушений или заболеваний ЦНС. Ребенок может иметь иные психические расстройства, диагностированные еще до начала депрессии:

  1. Тревожные расстройства (75% детей и подростков).
  2. Отклонения в поведении, дистимия (дисфункции, схожие с депрессией).
  3. Синдром дефицита внимания.
  4. Расстройства пищевого поведения.

Сосуществование дополнительных психических расстройств и депрессивных факторов затрудняет лечение депрессии. Требуется поставить правильный диагноз.

Проявления

Признаки депрессии у детей, в отличие от взрослых, проявляются неспецифическими, чаще психосоматическими симптомами: боли в животе, головная боль, одышка, сухость во рту, тошнота, диарея, невралгия; или социально значимыми: отказ от контактов с родителями, сверстниками, проявление агрессии.

Табл.2. Симптомы депрессии и их проявления

Снижение интереса к жизниНет стимула к активизации действий, исчезает способность радоваться, наслаждаться хобби, встречаться с друзьями и др.
Депрессивное мышлениеПотеря смысла жизни, пессимизм, низкая самооценка, чувство бесполезности, обвинение родителей в своих проблемах
Скука, уныниеСокращение или прекращение ранее важной деятельности, нежелание работать в доме, отказ выходить из него, ходить в школу, пренебрежение личной гигиеной и т.п.
Снижение активностиЗаторможенность, вялость, нежелание противостоять депрессии
Трудности с концентрацией вниманияОщущение «интеллектуальной инвалидности», проблемы с запоминанием
СХУЧувство постоянной усталости, отсутствие энергии
Проблемы со сномБессонница или повышенная сонливость
ТревогаЧувство внутреннего напряжения, тревожность
ПечальСопровождается плаксивостью в сочетании с раздражительностью, переходом к отчаянию
Неадекватная реакция на замечанияИзлишняя эмоциональность (от отчаяния до гнева) на критику, даже вполне деликатную
Потеря веса или его наборОдни «заедают» ситуацию, другие, наоборот, отказываются от пищи, запираясь в своей комнате

В тяжелых случаях депрессия у детей проявляется психотическими симптомами, характеризующимися аномальным, деформированным ощущением реальности:

  1. Галлюцинации: слуховые, зрительные и обонятельные.
  2. Бредовые идеи в сочетании с чувством вины, греховности, обреченности, ожиданием наказания.
  3. Психомоторное возбуждение — результат беспокойства и напряженности. Ребенок не в состоянии сосредоточиться на конкретных действиях, непроизвольно осуществляя бессмысленные.
  4. Аутоиммунная активность: членовредительство (умышленное повреждение своего тела), прием сверх нормы препаратов, для того чтобы отравить себя, но без суицидальных мыслей.
  5. Суицидальные тенденции (планирование и подготовка), а в крайних случаях — попытка самоубийства.

У подростков наиболее часто наблюдаются изменения в поведении, у малышей — соматические симптомы. У детей младшего возраста диагноз установить сложнее: они они не могут рассказать, что с ними происходит.

Диагностика и лечение

У депрессивных расстройств детей и взрослых одинаковые диагностические критерии. Для оценки психического состояния маленького пациента психиатр проводит беседы с ним, его родителями, опекунами и тестирование. Результаты тестов обретают смысл, если они — часть полноценной психиатрической экспертизы.

мама с сыном у психиатра

Психологическое обследование позволяет посмотреть на ментальные характеристики ребенка и найти в них уязвимое место. Важно, чтобы психотерапевт, психолог и педиатр работали вместе. Их совместная оценка будет более объективной, поскольку депрессия у детей прогрессирует при отдельных заболеваниях соматического плана (гипотиреоз, опухоли мозга, эпилепсия), при применении ряда препаратов (стероиды, интерферон, противораковые препараты) или психотропных веществ.

Основные методы лечения — не медикаментозные, хотя иногда желателен и даже необходим прием лекарств.

Нефармакологические методы лечения:

  1. Психологические. Состоят в обеспечении ребенка и его опекунов знаниями о симптомах болезни, ее истоках в конкретике случая. Обучение действиям в определенных ситуациях, в случае ухудшения психического состояния, появления побочных реакций.
  2. Психотерапевтические. Проводятся в рамках индивидуальной терапии, семейной или групповой. По силе воздействия особое значение имеет семейная терапия, особенно в группе детей младшего возраста. Групповая — более всего подходит подросткам.

Медикаментозное лечение применяют лишь при симптомах, препятствующих нормальному функционированию организма ребенка, не отказываясь при этом от психотерапии. Это лекарства дополняют психотерапию, а не наоборот. Антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина относительно хорошо переносятся, побочные эффекты незначительны.

Родители должны знать, что:

  • препарат должен приниматься в одно и то же время ежедневно;
  • положительный эффект следует ожидать через 4-6 недель;
  • поначалу лекарство может ухудшить общую картину болезни;
  • лекарство принимают по назначению врача даже при улучшении состояния.

Иногда целесообразно использовать препараты с седативным эффектом или снотворные. Кроме того, нужны сбалансированная диета, физические упражнения, правильный режим и доброжелательная поддержка социума.

Депрессия — болезнь хроническая, и даже при эффективном лечении симптомы могут проявиться через год и более. Поэтому ребенок должен оставаться под системным контролем психиатра или психолога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *